Сведение и мастеринг звука — конспект лекции

Основные этапы и последовательность операций сведения звука

Сначала выстраивается спектральный баланс — то есть распределение инструментов по частотным характеристикам.
Звуковой спектр можно разделить на три части. Первая, это частоты ниже 100 герц. Вторая зона от 100 герц до 4 килогерц. Это уже зона основной музыки. Свыше 4-5 килогерц идёт высокочастотная перкуссия.
Инструменты должны располагаться каждый в своей частотной зоне. Каждый инструмент имеет основную зону частоты. На одной и той же частоте инструменты не должны пересекаться.
Инструменты нужно разместить по частотным коридорам без пересечения с помощью эквалайзеров и других приборов.
Чтобы проверить распределение инструментов по частотам, можно использовать технику одного монитора. Это когда мультитрек сводится в один монофонический и прослушивается через один монитор. При этом звуки разных инструментов не должны смешиваться. Каждый инструмент звучит в своей нише.
Две мелодических линии не должны пересекаться в пределах одной октавы.
За счет распределения частот формируется саунд дизайн.
Второй этап сведение музыки это настройка тайминга.
Третий этап динамическая обработка.
Следующий этап музыкальный баланс. Музыкальный баланс выстраивается не только между инструментами но и между частями произведения. В хорошей музыке копипаст не практикуются. Нельзя увеличивать длительность произведения за счет тиражирования готовых фрагментов. Чтобы музыка не была скучной, фрагмент, который повторяется, должен быть записан по-другому, разнообразно. Каждый трек должен иметь свою кульминацию. Форма произведения не должна быть однообразной и её графическое отображение не должно быть равномерным в виде колбаски одинаковой толщины.
Следующий этап — построения пространства. Размещение инструментов по панораме. Размещение инструментов по стереобазе может иметь разные концепции. Концертный вариант имитирует присутствия слушателя в зале. Панорама студийной записи может быть более сложной. Например слушатель может размещаться среди музыкантов, при этом создается эффект присутствия солиста в непосредственной близости от слушателя. Если все инструменты расположить широко и равномерно, то складывается эффект широкого моно. Современная музыка может иметь динамичное пространство, когда на протяжении звучания одного произведения пространство и расположение инструментов изменяется.
Последний этап сведения это окончательный mix. На этом этапе инструменты подстраиваться с точностью до 1 децибела. Перед окончательным миксом инструменты должны быть настроены так, чтобы добавление громкости на 1 децибел становилось избыточным, а при уменьшении на 1 децибел, громкость звука становилась недостаточной. Окончательный микс настраивается не путем изменения уровней инструментов, а за счёт эквализации. Вариантов окончательного микса может быть несколько. Например + 1 децибел солирующий партии или −1 децибел солирующий партии.

Мастеринг — предварительная подготовка произведения перед публикацией.

Mastering делится на эквализацию и подстройку стереобазы. Стереобазу нужно или расширить или сузить. Например для клубной музыки, когда возле одной колонки стоят одни люди, а возле другой, первую колонку уже не слышно — стереобазу нужно сужать. Следующий этап мастеринга мультибенд компрессия. Например весь спектральный состав звука делится на 5 зон и каждая зона компрессируется отдельно. Мультибенд компрессия работает со средними уровнями графика звука. Неправильным мастерингом можно упростить пространство и этим испортить музыкальное произведение. Последний этап мастеринга — лимитирование. Лимитер работает с пиковыми уровнями и не касается средних. Избыточное лимитирование плющит пространство.

Некоторые нюансы при обработке музыки

Бас-гитару и большую бочку нельзя оставлять в одной частотной нише. Либо бочка ниже, а бас выше, либо наоборот. Частоту бочки нужно согласовывать с тональностью музыкального произведения. Например, бочка под ноту ля не должна звучать одновременно с басом ля диез. Получится диссонанс. Частоты должны быть объединены тональностью произведения.
Можно использовать таблицу с отображением нот и параметром на какой частоте звучит каждая нота. Можно проверить наличие конфликта между инструментами, включая их воспроизведение попарно.

На маленькой громкости все элементы композиции по-прежнему должны быть слышны.

Вывод:

Основной популярный порядок действий — частотка, динамика, громкость треков, панорамирование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *